четверг, 26 марта 2020 г.

В середине марта на базе группы "Колокольчики" стартовал экологический проект "Огород на окошке". Целью проекта стало желание педагогов группы объединить родителей группы общей идеей проекта, создать необходимость совместной деятельности родителей с детьми при создании поделок к проекту, расширение кругозора детей, способствовать развитию познавательного интереса детей. Развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. 
Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: исследовательский.
Участники проекта: дети I младшей группы, воспитатели группы, родители.
Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым рассады цветов и некоторых видов овощей, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.
Целевая группа: дети раннего дошкольного возраста, педагоги дошкольных учреждений, родители.
Цель проекта: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Выполнение проекта:
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Основные мероприятия проекта:
  • Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений (схема цветка, некоторые виды цветов, схема способа полива цветов и овощных культур).
  • Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.
  • Презентация проекта «Огород на окошке».
Продолжительность проекта: 3,5 месяца. 
2. Обоснование социальной значимости проекта
Актуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство и благоухание цветов начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети раннего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Задачи проекта:
  • Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
  • Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
  • Учить ребенка оформлять результаты наблюдений (календарь жизни культур);
  • Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
  • Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
  • Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
4. Методология проекта
Основные этапы и направления реализации цели проекта:
Подготовительный этап.
Деятельность педагога:
  • Рассматривание иллюстраций с изображением элементарных видов цветов и овощных культур
  • Составление плана работы над проектом.
  • Сбор материала необходимого для реализации проекта.
  • Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
  • Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
  • Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:
  • Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.
Взаимодействие с семьей.
  • Сбор необходимого материала для создания огорода.
  • Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Практическая работа.
Деятельность педагога:
  • Беседа с детьми познавательного характера.
  • Организация предметно – развивающей среды по теме.
  • Подготовка информации для родительских уголков.
  • Организация конкурса.
  • Деятельность детей:
  • Посадка семян в землю.
  • Уход за растениями.
  • Выполнение заданий самостоятельных наблюдениях.
  • Подготовка атрибутов, костюмов для развлечений.
  • Игровая, двигательная деятельность.
  • Участие в практической деятельности.
Совместная деятельность взрослых и детей:
  • Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
  • Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
  • Просмотр фильмов о растениях.
  • Сбор коллекций семян.
  • Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах.
  • Труд в огороде.
Подведение итогов.
Деятельность педагога:
  • Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
  • Презентация проекта.
  • Представление опыта.
Деятельность детей:
  • Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
  • Участие в презентации проекта «Огород на окошке»
Распространение опыта.
  • Оформление альбомов, буклетов, фотовыставок для родителей.
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы:
  • «Что такое «Огород на окне»,
  • «У Луки и Лукерьи»,
  • «Растения – это жизнь»,
  • «Семена»,
  • «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
  • «Строение растений»,
  • «Рост и развитие растений»,
  • «Земля, какая она?»,
  • «Вода и росток»,
  • «Солнце и росток»,
  • «Проращивание семян»,
3. Практическая деятельность и трудовые поручения:
  • Отбор и посев семян.
  • Полив, уход и наблюдения за овощными культурами в «огороде».
4. Экологические занятия по темам: «Волшебная корзинка», «Мир овощей», «Семена», «Первые всходы».
5. Игровая деятельность:
  • Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».
  • Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
  • Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
  • Рассматривание различных семян.
6. Художественно-творческая деятельность детей.
  • Раскрашивание картинок «В огороде я росту»
  • Изготовление табличек-указателей с названием растений и первых восходов.
  • Рисование «Лук от всех недуг»
  • Лепка «Овощи большие и маленькие»,
  • Аппликация «Зайкин огород», «Стручок»
7. Речь и речевое общение.




  • Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»,
  • Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла»,
  • Рассказ детей по теме: «Дачный огород у бабушки».
  • Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.


Комментариев нет:

Отправить комментарий