Формирование у детей 2-3 лет привычек здорового образа жизни
Привычка к здоровому
образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в
себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей
дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и
воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в
дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные
формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней
стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую
ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и
активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка
по отношению к собственному здоровью, родителям необходимо знать, прежде всего,
что сам термин "здоровье" определяется неоднозначно.
Само состояние здоровья формируется в
результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних
(наследственность, пол, возраст) факторов.
Выделяется несколько компонентов
здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее
состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет
биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и
развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние
психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного
комфорта.
Нравственное здоровье, основу которого
определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в
обществе.
От чего же зависит здоровье ребенка?
Статистика утверждает, что на 20% от
наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на
10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека,
от того образа жизни, который он ведёт.
Если на первые 50% здоровья мы,
воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим
воспитанникам.
Дошкольный период является наиболее
благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком
своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям — все это
зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит
свою работу.
Педагогическая задача состоит в том,
чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать
возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
Здоровый образ жизни — это не просто
сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной
задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему
мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.
Особое внимание следует уделять следующим
компонентам ЗОЖ:
• Занятия физкультурой, прогулки.
• Рациональное питание, соблюдение
правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна.
• Дружелюбное отношение друг к другу,
развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды
• Бережное отношение к окружающей среде,
к природе
• Медицинское воспитание, своевременное
посещение врача, выполнение различных рекомендаций
• Формирование понятия "не навреди
себе сам". Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить
здорового человека.
В настоящее время значительно возросло
количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми
простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Этот перечень
можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации
множество, но одна из основных — малоподвижный образ жизни. Дома родители
предпочитают завлечь ребёнка спокойными играми: в лучшем случае рисованием,
интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем - просмотром
телепередач или видеофильмов. И это вполне понятно: родители хотят отдохнуть
после напряженного рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а
ребенок, разбегавшись, может получить травму или что-то разбить. Пусть лучше
посидит — спокойнее будет.
Движение - врожденная потребность
человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье. Поэтому крайне
необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно служит важным
условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания
мира, ориентировки в нем, а также средством всестороннего развития дошкольника.
Необходимо пересмотреть равнодушное,
потребительское отношение к своему организму. Ведь зачастую проявлять
беспокойство мы начинаем только тогда, когда болезнь уже на пороге. Следует
изменить пассивный образ жизни на здоровый, пронизанный вдумчивой заботой и
любовью к своему телу, душе, научиться всему, что нам помогает, и отторгнуть
то, что явно лишнее, ненужное, приобщить к здоровому образу жизни детей
Воспитание потребности в здоровом образе
жизни у детей 2-3 лет осуществляется по следующим направлениям:
1. Привитие культурно-гигиенических
навыков.
Известно, что самые прочные привычки,
как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого
раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять
их, чтобы они стали привычками. Проблема формирования культурно-гигиенических
навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых
актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально
продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать
укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию
культуры поведения. Главное то, что в этом возрасте происходит быстрое и
прочное формирование стереотипов действий, с одной стороны, весьма
затруднительна их ломка – переделка с другой. Иначе говоря, ребенок легко
воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно
осваивает изменения в ней.
Для достижения эффективности
формирования культурно-гигиенических навыков нами был разработан перспективный
план, который состоит из 2-х разделов – это изучение на занятиях и повседневная
жизнь, где использовались разные формы организации: дидактические игры, игры –
упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание
иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок, рассказывание, заучивание,
сюжетно-ролевые игры.
2. Обучение уходу за своим телом,
навыкам оказания элементарной помощи.
Гигиеническая культура столь же важна
для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит
человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в
оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет
человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!
Приучаем ребёнка к гигиеническому
индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок,
своё полотенце, своя зубная щётка.
Подводим детей к пониманию того, что
соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и
здоровья окружающих.
Обучение организовываем не только на
занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие
детей на принятие решения по этой проблеме.
3. Формирование представлений о том, что
полезно и что вредно для организма.
4. Формирование привычки к ежедневным
физкультурным упражнениям.
Одним из показателей здорового образа
жизни является отношение человека к движениям, к физкультурным упражнениям, к
использованию их в своей жизнедеятельности.
5. Формирование потребности семьи
(родителей) ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в
укреплении и сохранении здоровья.
Главными союзниками в нашей работе по
формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. С
первых дней знакомства с ними, мы показываем и рассказываем всё, что ждёт их
детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со
здоровьем детей. Выслушиваем их просьбы относительно питания, сна, одежды
ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводим с согласия
родителей.
Но, главное, на что в первую очередь
направлена наша работа – это доказать, что без их участия мы не сможем добиться
хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.
Родители должны активно принимают
участие в спортивных совместных мероприятиях, обучаться упражнениям выполняемые
их детьми с целью проведения подобных игр – занятий дома.
Таким образом,
необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к
здоровому образу жизни формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и
бережного отношения к здоровью окружающих.
Комментариев нет:
Отправить комментарий