Жизнь и здоровье ребёнка имеют первостепенное значение для каждого из нас, а окружающий мир таит огромное количество скрытых и явных угроз его безопасности.
Современные дома и квартиры буквально нашпигованы бытовыми приборами и оборудованием, которые делают наш быт более комфортным, но представляют опасность для маленьких детей. Мы включаем детей с самого раннего возраста в активное пользование разными видами транспорта — источника повышенной опасности. Нарастают экологические и социальные проблемы. Для каждого разумного взрослого человека очевидна необходимость обеспечения безопасности ребёнка не столько с точки зрения ограничения его доступа к опасным объектам и факторам среды, сколько с точки зрения формирования безопасных способов взаимодействия с окружающим миром.
Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет) чрезвычайно сложен для реализации задач, связанных с безопасностью. С одной стороны, трёхлетний ребёнок всё время находится в поле зрения родителей, что делает возможным до минимума свести его контакты с источниками опасности. С другой стороны, стремление быть самостоятельным, независимым от взрослого зачастую толкает ребёнка к действиям, которые не одобряются и даже запрещаются родителями. В этом возрасте поведение ребёнка непроизвольно, действия и поступки его ситуативны, последствия их ребёнок не прогнозирует. К тому же нормально развивающемуся ребёнку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему, которое является условием его полноценного психического развития. Поддерживая это отношение, всё же очень важно заложить в сознании ребёнка основы безопасного взаимодействия с окружающим миром, дать первичное понимание опасности и её источника.
Научите малыша вычленять опасное в ближайшем окружающем и выполнять простейшие правила безопасного поведения. Следует помнить, что негативные эмоциональные состояния, конфликты, неподчинение ребёнка, возникающие в период кризиса трёх лет, значительно усложняют решение этой задачи.
В условиях семьи нужно показать ребёнку такие источники опасности, как горячая вода (чай, суп, каша, огонь (пламя газовой горелки, свечи, режущие инструменты, кухонная техника (мясорубка, соковыжималка, используя для этого моменты наблюдения за процессом приготовления и приёма пищи.
Важно дать малышу ощутить высокую температуру (быстро прикоснуться в горячей кастрюле, провести ладонью над горячей поверхностью и т. д.). Делать это нужно, держа руку ребёнка в руке взрослого, чтобы не допустить ожога. Полученное ребёнком ощущение надо обязательно закрепить в слове— «горячо, жарко, больно». Словосочетание «нельзя то-то делать» необходимо обосновывать с точки зрения последствий для ребёнка — будет больно, придётся лечить у врача, лежать в больнице, делать уколы, принимать горькие лекарства. Можно включать аргументы, связанные с переживаниями близких людей — мама (бабушка) будет плакать, жалеть малыша. Психологи считают: чтобы научить ребёнка различать степень опасности, надо использовать разные слова, обозначающие опасность. Слово «нельзя» нужно относить к ситуациям, грозящим тяжёлыми последствиями для здоровья и жизни ребёнка. В других ситуациях следует использовать выражения «не надо», «мне не нравится», «я не хочу, чтобы», «не следует», «ты не должен», «я не позволяю» и др.
Важно научить малыша пользоваться предметами мебели в соответствии с их назначением — на стуле сидят, влезать на него и спрыгивать с него опасно, не надо влезать на подоконник, нельзя выглядывать в открытое окно.
Познакомьте вашего ребёнка с основными источниками опасности на улице (транспорт) и способами безопасного поведения вне дома. При вашем постоянном напоминании и контроле малыш не будет ходить по проезжей части дороги. При переходе улицы обязательно держите его за руку, идите только на зелёный сигнал светофора.
Поддерживая естественный интерес трёхлетнего малыша к живым объектам, природным явлениям, можно одновременно решить две задачи по безопасности. Во-первых, покажите основные источники опасности в природе (незнакомые животные, растения, гроза, мороз, водоёмы, объясните некоторые правила безопасного для ребёнка и для окружающей природы поведения (не подходить без взрослого к животному, не трогать его руками, не ломать ветки деревьев и кустарников и т. п.) Во-вторых, учите ребёнка при напоминании взрослого выполнять правила безопасного поведения в природе.
Очень важно, стимулируя осторожное и осмотрительное отношение к природе, не подавлять познавательный интерес малыша, его желание контактировать с живыми объектами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий