воскресенье, 16 января 2022 г.

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

Развитие речи детей раннего возраста

Известно, что именно в раннем возрасте, (до 2-3 лет) наилучшим образом развиваются многие психические функции. Тема раннего развития детей очень популярна, и проблема развития речи  продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного  отношения. Время диктует свои условия: сейчас к 6 годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь довольно богатый словарный запас, уметь четко выражать свои мысли, но и читать, писать печатными буквами, уметь производить звука-буквенный анализ слов. Поэтому, чем  раньше начать занятия с ребенком, тем больших успехов  можно добиться в работе. Особенно  пристальное внимание  требуете  в случае, если ребенок отстает в речевом развитии. Итак, общаясь с детьми  раннего возраста, следует учитывать следующие моменты:

1.              Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания.

Малыши с  интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, попробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашего быта -  что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют. Наблюдая за взрослым и повторяя его действия, движения, слова, ребенок усваивает новые навыки,  учится говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным.

2.               В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения. Детская непосредственность в основе  познания окружающего мира и общения с людьми. Обучение малыша возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно  достичь только в игре.

3.     Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение.

Малыши любят повторять одно и то же снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше  времени и количества повторений потребуется. Предположение, что необходимо  постоянно вносить разнообразие в игры и занятия ребенка, правильно для детей старшего возраста.  А малыши более комфортно  чувствуют себя в знакомой ситуации. Действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.

4.              Содержание материала должно соответствовать детскому опыту. Используйте знакомые малышу ситуации. Например, игра с машинкой - дети видели машины на улице; играя «Киса, киса – брысь!» - дети видели и гладили кошку. Если же предлагается новый материал, то предварительно необходимо дать ребенку новые представления. Например, игра «Курочка с цыплятами». Маленькие городские дети часто не имеют реального представления о домашних птицах, поэтому покажите ребенку игрушки – курочку  и цыплят – или картинки, немного расскажите об этих домашних птицах, а потом начинайте играть. Основные темы занятий – быт человека, животные, птицы, растения, сезонные изменения и погода и т.д. одни и те же сюжеты закрепляются, уточняются, расширяются на разных занятиях. Повторное  использование знакомых сюжетов в работе с маленькими детьми вполне оправдано и полезно.

Развитие неречевого слуха.

С самого рождения  ребенка окружают  разнообразные звуки: шум дождя,  мяуканье кошки, гудки машин, музыка, человеческая речь. Слуховые  впечатления, которые переживает малыш, воспринимаются им не осознанно. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков. Умение сосредоточится на звуке (слуховое внимание)- важная способность человека, которую необходимо развивать.  Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы, ее нужно развивать с первых лет жизни. Поэтому и предлагаются игры для развития слухового внимания и восприятия, которые научат малышей различать разнообразные звуки.

При обучении ребенка различению на слух неречевых звуков  советуем соблюдать следующую последовательность:

- звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др.;

- звуки,  которые издают животные, птицы;

-звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, звон бокалов, скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов,  шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы: гороха, макарон и т.п.

-транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т.п.

- звуки, которые издают различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки;

- звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бубен, дудочка металлофон, гармошка, пианино и др.

Развитие движений и двигательных навыков в детстве.

В наше время почему-то мало говорят о важности формирования умений и навыков у малышей. Упор делается на знания – модно уже в раннем возрасте развивать логическое мышление учить читать, заниматься иностранными языками.  А умение пользоваться ложкой, мыть посуду, ухаживать за собой и другие навыки в быту и в жизни, воспринимаются как нечто простое, само собой разумеющееся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий